История органов церкви Святой Екатерины

Первый орган Евангелическо-лютеранской церкви Святой Екатерины был установлен почти одновременно с постройкой и освящением здания в 1771 году. Органистами церкви стали Франтишек Киршник (1780-е гг.) и Ивенс (1790-е гг.). Киршник был также известен как мастер музыкальных инструментов, сыгравший большую роль в развитии и применении свободных (проскакивающих) язычков в органостроении.
Второй орган появился в церкви в 1852 году: органостроитель Георг Мельцель (Регенсбург) установил в храме 28-регистровый орган, впервые зазвучавший на богослужениях в дни Троицы 1853 года. Однако ввиду неудовлетворительного состояния инструмента, уже к 1867 году было принято решение о его замене. Новый, уже третий по счёту, орган изготовил и установил Юлиус Хессе (Тюрингия) — 27-регистровый инструмент стоимостью 2870 рублей был освящён 1 января 1868 года.
В 1882 году пост органиста занял выпускник Штутгартской консерватории Роберт Гессельбарт. Он сменил на этом посту умершего органиста церкви Карла Клауса. По инициативе Гессельбарта в 1888 году был учреждён фонд для приобретения нового органа. В 1890 году был заключён контракт с фирмой «E.F. Walcker» (Людвигсбург, Германия) на изготовление трёхмануального органа. Официальное освящение уже четвёртого инструмента церкви состоялось 26 июля 1892 года во время праздничного богослужения. Стоимость его составила 20765 марок (без учёта пошлин), при этом ещё 800 марок было дополнительно уплачено за изготовление нового проспекта (фасада) органа в ионическом стиле. В отчетах церкви упоминание органа всегда сопровождалось высокими оценками. Старый орган Хессе был разобран и продан лютеранской общине деревни Валькеасаари (Белоостров) за 500 рублей.
Профессиональное музыкальное сообщество было сразу проинформировано о появлении нового органа в церкви Святой Екатерины: в сентябрьском выпуске немецкой музыкальной газеты «Урания» за 1892 год, посвящённой вопросам органостроения, а также исполнительства на органе и фисгармонии, была опубликована диспозиция только что построенного петербургского органа фирмы «E.F. Walcker». Новый инструмент (опус 578) имел 42 звучащих регистра, три мануала, педаль, пневматическую трактуру, регистровое crescendo (Walze), швеллер III мануала, 5 готовых комбинации регистров и другие вспомогательные механизмы.
Приводим диспозицию построенного органа:


«E.F. Walcker» (Людвигсбург, Германия, 1892), opus 578
I. Manual: (C-g3, 56 Noten)
1. Principal 16′, 2. Principal 8′, 3. Bourdon 8′, 4. Viola di Gamba 8′, 5. Hohfloete 8′, 6. Dolce 8′, 7. Trompete 8′, 8. Octave 4′, 9. Rohrflöete 4′, 10. Octave 2′, 11. Mixtur 6 fach 2⅔’, 12. Quintatön 8′, 13. Quinte 2⅔’
II. Manual: (C-g3, 56 Noten)
14. Bourdon 16′, 15. Geigenprincipal 8′, 16. Spitzfloete 8′, 17. Salicional 8′, 18. Neoline 8′, 19. Voix celeste 8′, 20. Lieblich Gedackt 8′, 21. Clarinette 8′, 22. Fugara 4′, 23. Spitzflöete 4′, 24. Cornett 4 und 5 fach 8′
III. Manual: (Schwellwerk, C-g3, 56 Noten)
25. Lieblich Gedackt 16′, 26. Principal 8′, 27. Viola d’amour 8′, 28. Gedackt 8′, 29. Gemshorn 8′, 30. Concertflöete 8′, 31. Trompette harmonique 8′, 32. Principal 4′, 33. Flauto dolce 4′, 34. Harmonia aetheria 3 fach 2⅔’
IV. Pedal: (C-f1, 30 Noten)
35. Principalbaß 16′, 36. Subbaß 16′, 37. Violonbaß 16′, 38. Gedacktbaß 16′, 39. Posaunenbaß 16′, 40. Octavbaß 8′, 41. Violoncello 8′, 42. Octave 4′
Nebenzüge:
43. Coppel III. Manual zum I. Manual.
44. Coppel III. zum II. Manual.
45. Coppel II. Manual zum I. Manual.
46. Coppel I. Manual zum Pedal.
47. Coppel II. Manual zum Pedal.
48. Coppel III. Manual zum Pedal.
49. Octavcoppel im Pedal.
50. Alle Coppeln.
51. Collectivzug für Tutti.
52. Collectivzug für Fortissimo.
53. Collectivzug für Forte.
54. Collectivzug für Mezzoforte.
55. Collectivzug für Piano.
56. Prolongement.
57. Crescendo und Decrescendo.
58. Schwelltritt für’s III. Manual.
59. Calcant.
Uebrige Bestandtheile:
Windladen, pneumatische Walcker’sche Kegelladen.
Registerwerk, pneumatisch.
Gebläse mit Compensationsfaltenreservoir und Schöpfern (mechanisches Getriebe).
Schwellkasten für’s III. Manual.
Gehäuse in ionischem Styl.

В церкви нередко проходили органные концерты: как сольные, так и при участии других инструментов и хора. В начале XX века здесь нередко выступал известный петербургский органист Фёдор (Фридрих) Грибен.
В 1902-03 годах церковь была незначительно перестроена под руководством архитектора Л. Х. Маршнера. Церковный зал был расширен на 200 мест, а орган при этом был выдвинут на 2,5 метра вперёд и снабжён электромотором. Скорее всего, именно тогда же был изменён и проспект органа: была уменьшена ширина его боковых арок. В фасадной части здания по сторонам портика были сооружены помещения для лестниц, что превратило его в лоджию. Тогда же статуи апостолов Петра и Павла были перенесены из ниш по сторонам входа в ниши наружных стен лестничных пристроек по сторонам лоджии.
В 1935 году церковь была закрыта, а её убранство большей частью было передано на хранение в запасники Эрмитажа и Русского музея. В разное время в здании находились Дом культуры детей Василеостровского района, клуб горняков, филиал института «Гидропроект». Зданию церкви, можно сказать, повезло: оно почти без потерь пережило блокаду и войну, внутри не возвели никаких межэтажных перекрытий. Акустика зала осталась нетронутой с момента постройки церкви в 1771 году, что не в последнюю очередь сказалось на решении разместить в 1980-х гг. в церкви студию звукозаписи «Мелодия». Орган тоже уцелел: в феврале-марте 1937 г. он был отремонтирован, а в 1953 г. – демонтирован и перенесён в Мариинский театр, где в 1964-65 гг. его установили на верхнем ярусе зрительного зала (ныне – исторической сцены театра). Фасад органа Валькера, однако, был признан памятником декоративно-прикладного искусства и оставлен в церкви. Позже его отреставрировали. При переносе в театр орган был значительно расширен и перестроен чешской фирмой «Rieger-Kloss». В наши дни община церкви активно выступает с инициативой по возвращению инструмента обратно в церковь – особенно в преддверии 300-летнего юбилея общины и масштабных ремонтно-реставрационных работ в здании исторической сцены Мариинского театра.
Дополнительная информация:
Кравчун П. Органы немецких мастеров в петербургских храмах // Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. СПб.: Изд-во «Росток», 2005. С. 189–216.
Кривицкая Е.Д., Кравчун П.Н. Органы России. Энциклопедия. М.: Издательство «Композитор», 2016. С. 89-91, 117-118