Основные отличия лютеранства от православия

Очень часто приходится слышать этот вопрос: «А чем лютеранство отличается от православия?». Ответить на него трудно. Обе церкви развивались в разном богословском, культурном, ментальном и социальном контекстах, поэтому сравнивать их нелегко.
Тем не менее, попробуем сделать это максимально просто.
Лютеранство и православие – разные ветви одной вселенской и апостольской христианской Церкви. Но они действительно во многом отличаются друг от друга. Назовем лишь некоторые моменты:
Вопрос о спасении и творении добра
В православии грех понимается как болезнь, которая поразила человека, а спасение – как постепенное исцеление от этой болезни. Верующего можно сравнить с больным, который, желая выздороветь нуждается не только в сильных лекарствах (это благодать Бога), но и в том, чтобы самому что-то делать: регулярно принимать эти лекарства, ходить на процедуры, соблюдать диету и режим дня и т.п. Таким образом, спасение – это долгий процесс внутреннего очищения и совершенствования, для успеха которого необходимо как действие Бога, так и соработничество самого человека, например через внутреннее смирение перед Богом, через воздержание от излишеств, борьбу со страстями и совершение добрых дел.
В лютеранстве грех понимается как вина человека перед Богом, а спасение – это избавление от наказания за эту вину, ее прощение. Это прощение заслужить невозможно. Человек здесь полностью бессилен. Он полностью виновен (например, если некто провинился перед кем-то, то он не может сказать: «да, в общем и целом, я виновен, но не моя левая рука») и потому нуждается в полном прощении. Бог дает его сам раз и навсегда по своей милости, ради страданий и смерти Христа, уверяя человека в этом прощении снова и снова в своем Слове. Человек может поверить этому Слову и тем самым принять прощение, либо не «пропустить его мимо ушей». Принятие спасения и является верой. Поэтому в лютеранстве и говорят об оправдании по милости Божьей через веру. Но вера лишь следует за спасением, а не является его условием. Добрые дела не приносят человеку никаких «баллов» у Бога, но могут и должны делаться совершенно свободно: не из стремления к награде, а из любви к самому добру.
Учение о Церкви
В православном понимании церковь – это «богочеловеческий организм», в котором верующие соединяются со Христом и с Богом через наполняющую ее благодать (т.е. Божественную энергию). Эта благодать передается (не только, но главным образом) через епископов и священников. Верующие, принимая от них Таинства и участвуя в проводимых ими священнодействиях, постепенно очищаются и преображаются этой благодатью, приближаясь к спасению.
В лютеранстве церковь – это сообщество людей, верующих во Христа и передающих друг другу весть о спасении, которое Бог дал ради Него. Никто из верующих не имеет особой «благодати». Все равны в духовном плане, поскольку все грешны и нуждаются в прощении. Пастор и епископ – это практически такая же профессия, как и все другие. Его задача, функция – публичная проповедь и руководство общиной. В остальном он ничем не отличается от других верующих. Пасторами и епископами могут быть как мужчины, так и женщины, поскольку в духовном плане перед Богом различий между ними нет.
Богослужение
Богослужение у православных выработалось в византийской традиции. Оно очень пышное, сложное и продолжительное, наполнено массой символических элементов. Как правило, допускается только пение, а не инструментальная музыка. В русской православной традиции прихожане обычно стоят.
В лютеранстве богослужение более простое, хотя и сохраняет множество традиционных (в том числе древнецерковных и средневековых) элементов. Как правило, оно сопровождается игрой органа. Важную роль играет проповедь (провозвестие о спасении) и пение всей общиной песнопений, как древних, так и современных. Прихожане сидят на скамейках и встают лишь во время молитв и особо торжественных моментов.
Почитание святых, икон и молитвы об усопших
В православии считается, что святые (т.е. люди, особенно далеко продвинувшиеся на пути духовного совершенства и соединения с Богом) как при жизни, так и после смерти могут просить за нас Бога. Поэтому к ним принято обращаться с молитвами. Святой – это человек особенно наполненный Божественной благодатью. Это касается и его тела. Соответственно, нередко практикуется почитание мощей, т.е. частиц тел умерших святых. Икона в православии – это своего рода отражение небесного мира. Обращаясь с молитвой к ней, верующие обращаются к тому, кто на ней изображен. Но и самой иконе подобает особое почитание (как мы почитаем, например, фотографии любимых людей). Поскольку путь спасения каждого человека может продолжаться и после его смерти, то об умершихся молятся Богу, оказывая им таким образом духовную поддержку.
Лютеранство также почитает святых, вспоминая о них, как о примерах спасенных грешников, образцах веры и добрых дел. Но молиться им не принято, поскольку лютеране уверены, что Бог во Христе сам может услышать человека без всякого посредничества. Равным образом не молятся лютеране и об усопших, поскольку те сейчас находятся в вечности, в руках Бога и изменить в их судьбе уже ничего невозможно. В лютеранской традиции существуют церковные изображения, но они понимаются как иллюстрации священной истории, помогающие лучше понять истины веры, а не как средство общения с небесным миром.
Хотя лютеранство (как и римо-католичество!) и оформилось в отдельную конфессию лишь в XVI в., его корни уходят ко временам древней церкви. Лютеране понимают себя как прямые ее наследники. В целом, лютеранство, оставаясь традиционной христианской церковью, отличается большей простотой, демократичностью и свободой в формах богослужения, а также в духовных и богословских размышлениях. Огромное внимание уделяется проповеди и церковной музыке. Лютеранское богословы ведут активный и доброжелательный диалог со светским обществом, наукой и культурой.
д-р теол. Антон Тихомиров