Концерт органной музыки «Традиции немецких мастеров»

Светлана Фурник (орган)

Произведения, собранные в программе, дают исчерпывающее представление об органной музыке двух эпох – немецкого барокко и романтизма. Букстехуде и Бах в своем творчестве часто обращались к полифоническим циклам, смысловым центром которых выступала фуга. Так, BuxWV 147 состоит из вступительного раздела – прелюдии, фуги и следующей за ней чаконы, которая является вариациями на повторяющуюся тему в басу.

Фантазия до минор BWV 562 дошла до наших дней как одночастное произведение. Спустя 30 лет после написания фантазии Бах вновь обратился к этому сочинению и хотел довести его до цикла «Фантазия и фуга», однако фуга осталось незаконченной.

Немецкие композиторы-романтики продолжили традиции эпохи барокко. Среди них – обращение к жанру обработки хорала. В качестве основы для шестой сонаты Мендельсон взял напев Vater unser im Himmelreich («Отец наш небесный»): первая часть написана в виде вариаций на хоральную мелодию, а вторая часть – в виде фуги на эту тему.

Хоральные прелюдии Брамса op. 122 – предпоследнее сочинение композитора, отличающееся глубоким философским содержанием и камерным звучанием, которое подобно сокровенному высказыванию. Es ist ein’ Ros’ entsprungen – колыбельная песнь, повествующая о рождении Христа, а Herzlich tut mich verlangen – скорбный монолог о невыносимых тяготах земной жизни.

Творчество Макса Регера – своеобразный итог развития немецкой органной музыки XIX века. Пассакалия, с одной стороны, является обращением к старинному жанру инструментальной музыки, которая представляет собой вариации на basso ostinato – неизменно повторяющуюся тему в басу, с другой – это произведение, пронизанное терпкостью и красотой позднеромантических гармоний.

Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)

В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия, фуга и чакона in C, BuxWV 137

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хорал из кантаты Jesus bleibet meine Freude, BWV 147 (транскрипция для органа Марселя Дюпре)
Фантазия до минор, BWV 562

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната № 6 ре минор, ор. 65/6

Иоганнес Брамс (1833–1897)
Три хоральные обработки:
 Es ist ein’ Ros’ entsprungen, op. 122/8
Herzlich tut mich verlangen, op. 122/9
Herzlich tut mich verlangen, op. 122/10
Poco allegretto из Симфонии № 3 фа мажор, op. 90 (транскрипция для органа Светланы Фурник)

Макс Регер (1873–1916)
Интродукция и пассакалия ре минор, WoO IV/6