Концерт старинной музыки «Петербург. Век осьмнадцатый»

Ансамбль Владимира Шуляковского

Вектор развития русской музыки XVIII столетия был во многом определён стремительным сближением с европейской культурой: приглашённые ко двору итальянские и немецкие музыканты не только способствовали распространению новых для России жанров и форм, но и заложили основы профессионального музыкального образования. Взаимодействие двух культур прослеживается в обращениях композиторов к народной теме, в сочетании национальных истоков и европейских методов письма. 

Максим Березовский — один из первых русских композиторов, получивших образование в Италии. В его произведениях, в частности, в сохранившихся духовных сочинениях, близких по форме и стилю к итальянским образцам, прослеживаются характерные черты формирующейся национальной школы.

Дмитрий Бортнянский наряду с Максимом Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Как особо одарённому музыканту, семнадцатилетнему Бортнянскому была назначена художественная стипендия — «пансион» для учёбы в Италии. Инструментальная музыка Бортнянского имела огромный успех в Италии, где в театрах Болоньи, Венеции, Рима и Неаполя ставились его оперы «Алкид», «Креонт», «Квинт Фабий». В них он, идя по стопам своих учителей Галуппи, Сарти и других опирался на традиции украинской духовной музыки, унаследованной ещё в глуховской школе. Соната до мажор для клавесина соло является прекрасным примером стиля Бортнянского, который сочетает в себе элементы классицизма и народной музыки. 

Смысловым ядром взаимодействия русской и европейской музыкальных традиций можно назвать творчество Ивана Хандошкина, выдающегося скрипача-виртуоза своего времени: его произведения свидетельствуют о высоком уровне исполнительского искусства и открытости новым влияниям. 

Соната IV для скрипки и баса ми минор итальянского композитора Луиджи Мадониса, написанная по итальянским образцам и представляющая собой характерный тип старинной камерной сонаты, в то же время насыщена интонационными оборотами, напоминающими русские народные песни.

Исполнители:
Владимир Шуляковский (барочная скрипка)
Андрей Коломийцев (клавесин)

В программе:

Максим Березовский (1745–1777)
Соната для скрипки и баса до мажор

Дмитрий Бортнянский (1740–1810)
Соната до мажор для клавесина соло
    Allegro moderato
    Adagio
    Rondo. Andantino

Иван Хандошкин (1747–1804)
Вариации на тему песни «Косари» для скрипки и баса
Рондо на тему песни «Дорогая моя гостейка» для скрипки соло
Вариации на тему песни «Ах, по мосту» для скрипки и баса

Луиджи Мадонис (1690–1770)
Соната IV для скрипки и баса ми минор