Концерт старинной ансамблевой музыки «Венецианские эскизы»

Ансамбль

Музыка, которая прозвучит в этой программе, создавалась в Венеции — одном из крупнейших культурных центров Европы, где в XVII–XVIII веках творили многие выдающиеся музыканты. Венецианская школа стала важным этапом в развитии оперного жанра. На рубеже XVII–XVIII веков именно здесь происходит первый отход от изначального ориентира на первенство драматургии и вербальной составляющей. На первый план выступают сугубо мелодические достоинства виртуозных вокальных партий, призванных очаровать и поразить слушателя не только и не столько яркостью эмоций или неординарностью сюжета, но, в первую очередь, самодостаточной красотой оперного голоса — будущего belcanto. В это же время появляются такие устойчивые формы, как итальянский тип увертюры и ария da capo, зачастую ассоциирующиеся с барочной театральной музыкой как таковой.

 Клаудио Монтеверди — имя, без которого невозможно представить себе раннее барокко и развитие оперы и мадригала. В его творчестве, наряду с другими композиторами эпохи раннего барокко, начинают складываться те музыкально-риторические принципы, которые впоследствии получили развитие в сочинениях их великих последователей. Зарождается и обретает свой облик жанр инструментальной сонаты; ранние образцы сонат композиторов эпохи, таких как Дарио Кастелло, открывают слушателю путь к постижению этого исторического периода.

 Антонио Вивальди, оставивший значительное наследие вокальной и инструментальной музыки, прозвучит в этой программе как автор духовных и светских арий. Его перу принадлежит также около пятисот инструментальных концертов, множество двойных и тройных концертов, около полусотни concerto grosso и более сотни сонат для различных инструментов в сопровождении континуо.

Концерт завершается музыкой Джованни Баттиста Перголези — одной из самых трагичных страниц в истории музыки. Композитор ушёл из жизни в 26 лет, однако успел создать множество замечательных вокальных и инструментальных сочинений. Кантата Stabat Mater, ставшая лебединой песней Перголези, относится к числу самых известных его сочинений.

Исполнители:
Дарья Росицкая (меццо-сопрано)
Полина Исхакова (скрипка)
Филипп Гулидов (виолончель)
Анна Савенкова (орган, клавесин)

В программе:
Дарио Кастелло (1590–1658)
Соната № 7 для скрипки, виолончели и basso continuo из сборника Sonate concertate in stil moderno, libro secondo (1629)

Антонио Вивальди (1678–1741)
Соната ля минор для виолончели и basso continuo, RV 44
  Largo
  Allegro poco
  Largo
  Allegro 

Кантата Care selve, amici prati («Милые леса и луга»), RV 671 

Соната си минор для скрипки и basso continuo, RV 760
  Preludio. Andante
  Corrente. Allegro
  Largo
  Giga. Allegro 

Dominе Deus… Ария из оратории Gloria, RV 589 

Ария из кантаты Tra l’erbe, i zeffiri («Безмятежные зефиры»), RV 669

Джованни Баттиста Перголези (1710–1736)
Quae moerebat et dolebat… Ария из кантаты Stabat Mater