Концерт старинной ансамблевой музыки «Многоликий Бах»

Предлагаемые четыре сонаты для скрипки и basso continuo – немногочисленные образцы камерно-инструментального жанра в творчестве И.С. Баха.
Становление ансамблевой сонаты как циклического произведения произошло к концу XVII века. В это время сформировалось два типа сонат в зависимости от структуры цикла: da chiesa (церковная) и da camera (светская).
Сонаты соль мажор, фа мажор и до минор по структуре идентичны сонатам da chiesa, так как в них отсутствуют танцевальные части – эти произведения представляют собой четырехчастные циклы с обозначенными темповыми указаниями. Особняком стоит соната ми минор – она смешанного жанра. Первые две части можно отнести к церковной сонате, а две последние – к светской, так как Бах использует старинные танцы (аллеманду и жигу).
Прелюдия и фуга ми-бемоль минор, открывающая концерт, – квинтэссенция лирико-задумчивых образов среди всех циклов, образующих два тома ХТК. Прелюдия написана в духе сарабанды; тема фуги выделяется своим песенно-протяжным характером, близким славянским напевам.
К образно-эмоциональной сфере BWV 853 примыкает хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ («Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос») – одна из самых известных обработок из «Органной книжечки» Баха.
Исполнители:
Павел Фильченко (скрипка)
Ольга Котлярова (орган, клавесин)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль минор, BWV 853 из сборника «Хорошо темперированный клавир», том I
Соната соль мажор для скрипки и basso continuo, BWV 1021
Adagio
Vivace
Largo
Presto
Соната фа мажор для скрипки и basso continuo, BWV 1022
Largo
Allegro e presto
Adagio
Presto
Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Соната ми минор для скрипки и basso continuo, BWV 1023
Preludium
Adagio ma non tanto
Allemanda
Gigue
Соната до минор для скрипки и basso continuo, BWV 1024
Adagio
Presto
Affettuoso
Vivace