Концерт органной музыки «Три судьбы — одно призвание»

В истории западной Европы 1685 год известен рождением трёх личностей — Георга Фридриха Генделя, Доменико Скарлатти и Иоганна Себастьяна Баха. Впоследствии каждый из них посвятил свою жизнь служению музыке и стал великим музыкантом эпохи барокко. Несмотря на то, что Гендель и Бах родились в одной стране, в Германии, они никогда не встречались, но были хорошо знакомы с творчеством друг друга.
Сонату до мажор HWV 578 Гендель написал для механических часов — Flötenuhr (буквально «часы с флейтами») — органоподобного инструмента, который совмещал в себе музыкальный и часовой механизмы. Музыка при этом была зафиксирована на валик, который приводился в движение через определённые интервалы времени.
Историческое значение Доменико Скарлатти, итальянского композитора, определяется главным образом клавирными сочинениями. Наследие Скарлатти насчитывает более пятисот произведений преимущественно для клавесина, частично для органа и, вероятно, для раннего фортепиано.
В качестве смыслового центра всей программы выступает Пассакалия до минор Баха — одно из самых монументальных произведений великого полифониста. По форме пассакалия — вариации на basso ostinato, то есть на неизменно повторяющуюся одноголосную тему, первоначально изложенную в партии педали. На её основе Бах пишет 20 вариаций и двойную фугу, идущих без перерыва и образующих единое музыкальное полотно.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Фантазия до мажор, HWV 490
Соната до мажор для механических часов, HWV 578
Allegro
Trio. Larghetto
Gavotte
Фуга ля минор, HWV 609
Сарабанда из Сюиты ре минор, HWV 437
Доменико Скарлатти (1685–1757)
Соната ре мажор per Organo da Camera con due Tastatura, K. 288
Соната ля минор, K. 61
Соната ре мажор per Organo da Camera con due Tastatura Flautato e Trombone, K. 287
Соната соль мажор, K. 328
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Пассакалия до минор, BWV 582