Концерт органной музыки «Органный романтизм»

К концу XIX века в Европе существовали две самобытные органные школы: французская и немецкая. Произведения композиторов этих школ невозможно представить без преемственности традиций предшествующих эпох.
Творчество Сезара Франка, французского композитора-философа, отличается мелодической ясностью и вместе с тем исключительной глубиной содержания.
Фантазия ля мажор – типичный образец эпохи позднего романтизма, где на первый план выходят сверхэмоциональность, наслаждение гармониями и звуковыми красками. В основе Прелюдии, фуги и вариации лежит двухчастный цикл «вступление и фуга», который являлся одним из ведущих в эпоху барокко.
Три хорала Франка – ярчайшие образцы романтической эпохи. В каждом из них главенствует симфоническая поэмность как принцип развития музыкальной мысли. В этом жанре Франк наследует от хоральных обработок баховской эпохи только религиозное начало, лежащее в основе понятия «хорал».
Традициями эпохи барокко проникнуто насквозь творчество немецкого композитора Макса Регера. Его Интродукция и пассакалия – обращение к старинному жанру инструментальной музыки, который представляет собой вариации на basso ostinato – неизменно повторяющуюся тему в басу.
Смысловой кульминацией программы является Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H, одно из самых известных органных сочинений Листа. Композитор выстраивает драматургию произведения вокруг монограммы из последовательности звуков B, A, C, H, складывающихся в фамилию семьи Бахов. Данное произведение – дань уважения не только великому полифонисту, но и эпохе барокко в целом.
Исполнитель:
Дарья Мееркова (орган)
В программе:
Сезар Франк (1822–1890)
Фантазия ля мажор, FWV 35
Прелюдия, фуга и вариация си минор, FWV 30
Хорал № 3 ля минор, FWV 40
Макс Регер (1873–1916)
Мелодия, ор. 129 № 4
Интродукция и пассакалия ре минор, WoO IV/6
Ференц Лист (1811–1886)
Симфоническая поэма«Орфей» (в авторской транскрипции для органа), S.98
Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H , S.260