Концерт органной музыки «Nun komm’ der Heiden Heiland»
Одну из ключевых ролей в любом богослужении и церковном празднике играет хорал. На протяжении многих столетий обработка хорала служит «универсальным инструментом» церковного органиста: напрямую связанная с духовной тематикой, она открывает для музыканта возможность проявить широту своей фантазии. Хоральные мелодии, не изменяясь на протяжении многих столетий, дошли до нас в том виде, в котором существовали во времена Брунса, Букстехуде и Баха. Программа сегодняшнего концерта включает в себя органные сочинения предрождественского периода, в основе которых лежат «застывшие во времени» хоральные мелодии.
Феликс Войрш — немецкий композитор и хормейстер. Несмотря на то, что его творческая деятельность развернулась на рубеже XIX и XX веков, Войрш работал в рамках классико-романтических традиций. Его op. 59, вероятно, создан под впечатлением от брамсовских хоральных прелюдий op. 122. На концерте прозвучат две обработки: «Nun komm’ der Heiden Heiland» («Приди же ныне, язычников Спаситель») — с этой строки начинается хорал, открывающий Адвент, а вместе с ним и сам церковный год; «Es ist ein Ros’ entsprungen» («Розой в колыбели Иессеев стал росток») — повествует о рождении Христа.
Особый интерес к обработкам хоральных мелодий испытывал немецкий композитор Зигфрид Карг-Элерт. Его 66 хоральных импровизаций op. 65 разделены на шесть томов, каждый из которых посвящён определённому церковному празднику. В первом томе собраны обработки хоралов на Адвент и Рождество: на концерте прозвучат три таких импровизации.
Другие сочинения, входящие в программу, демонстрируют важные тенденции музыки XX–XXI веков — поиск новых тембровых сочетаний, синтез различных видов искусств. В этом контексте большой интерес вызывают Пять библейских сцен для гобоя и органа немецкого композитора Бертольда Гуммеля. Своеобразное «чтение» библейских сюжетов композитор поручает не актёру или певцу, а музыкальному дуэту органа с гобоем.
Исполнители:
Герман Бюллер (гобой)
Виктор Скоморов (фагот)
Михаил Мищенко (орган)
В программе:
Нильс Отто Ростед (1888–1966)
Соната № 1 для органа, ор. 16
I. Grave
II. Con moto amabile
III. Пассакалия. Andante grave
Бернхард Кроль (1920–2013)
Канцона II из духовного концерта Du meine Seele, singe («О душа моя, воспой») для фагота и органа, ор. 155
Феликс Войрш (1860–1944)
Из Десяти хоральных прелюдий, ор. 59:
1. Nun komm’ der Heiden Heiland («Приди же ныне, язычников Спаситель»)
2. Es ist ein Ros’ entsprungen («Розой в колыбели Иессеев стал росток»)
Руперт Готфрид Фрибергер (1951–2016)
Музыка на Адвент для гобоя и органа
I. «Мольба»
II. «Ликующий»
III. «Терновник»
IV. O Heiland reiss die Himmel auf («Спаситель наш, с небес сойди»)
Бернхард Кроль
Dornwald-Partita / «Дорнвальдская партита» (музыка на Адвент), ор. 164:
1. «Мария сквозь терновник шла»
2. «Дитя под сердцем у неё»
3. «На терне роза расцвела»
4. «Иисусом будет назван Он»
5. «Он Собой искупит мир»
Бертольд Гуммель (1925–2002)
Из Пяти библейских сцен для гобоя и органа, ор. 45:
3. «Потоп»
4. «Спасение на ковчеге»
5. «Радуга»
Харальд Генцмер (1909–2007)
Метаморфозы на тему Vom Himmel hoch (II) из Концерта на Адвент
Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933)
Из Хоральных импровизаций, ор. 65:
1. Ach bleib mit deiner Gnade («Пребудь в нас благодатью Своею»)
3. Alles ist an Gottes Segen («На все воля Божья»)
Бернард Уэйн Сандерс (род. 1957)
Эпитафия для фагота и органа
Зигфрид Карг-Элерт
Из Хоральных импровизаций, ор. 65:
4. Es ist das Heil uns kommen her («Спасение грядет нам»)