Концерт органной музыки «Музыкальное приношение»

Алла Морозова (орган)

Музыкальное приношение – уникальное произведение в творческом наследии Баха, напрямую связанное с его биографией. Последние годы жизни композитор жил замкнуто и почти не покидал Лейпциг. В 1747 году «старый» Бах задумал поездку в Берлин, чтобы увидеться со своим сыном Карлом Филиппом Эмануэлем. Прусский король Фридрих II, узнав об этой поездке, незамедлительно пригласил Баха к себе во дворец. Во время встречи король сыграл на клавире свою тему, которую предложил Баху для импровизации. Эта тема легла в основу «Музыкального приношения», название которого в прямом смысле означает посвящение прусскому королю.

BWV 1079 – большой полифонический цикл, состоящий из 13 пьес, в основе каждой из которых лежит «королевская» тема.

«Музыкальное приношение» обрамляют два ричеркара: трёхголосный в начале (Ricercar a 3) и шестиголосный в конце (Ricercar a 6). Ричеркаром в то время называлась особенно сложная и изысканно разработанная фуга.

Большую часть произведения составляют десять канонов, считая и каноническую фугу (Fuga canonica in epidiapente). Каноном называется пьеса, в которой все голоса, вступая поочередно, исполняют одну и ту же тему: либо в заданном её виде, либо по определенным правилам.

Среди пьес выделяется трио-соната для скрипки, флейты и basso continuo (Sonata sopr’ il soggetto Reale a traversa, violino e continuo) – единственный цикл внутри «Приношения», состоящий из 4-х частей. Слово «трио» в ту эпоху означало сочинение, содержавшее три обязательные партии. В сегодняшнем концерте «Музыкальное приношение» прозвучит в виде транскрипции для органа соло Жана Гийу.

Исполнитель:
Алла Морозова (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Das Musikalische Opfer / «Музыкальное приношение», BWV 1079 (транскрипция для органа соло Ж. Гийю):

Ricercar a 3
Canones diversi super Thema Regium
Canon a 2
Canon a 4
Canon a 2
Canon a 2 in unisono
Canon a 2 per motum contrarium
Canon a 2 per augmentationem, contrario motu
Canon a 2 per tonos
Canone perpetuo
Fuga canonica in epidiapente
Sonata sopr’ il soggetto Reale a traversa, violino e continuo
  Largo
  Allegro
  Andante
  Allegro
Ricercar a 6