Концерт органной музыки «Музыка веры и разума»

Лилия Печенкина (орган)

Программа концерта — своеобразный экскурс в немецкое музыкальное искусство эпохи барокко и раннего романтизма, дающий представление о многообразии жанров, существовавших в разные времена.

Жанр прелюдии или фантазии в эпоху барокко предполагал одночастное произведение, в котором чередуются свободно-импровизационные и фугированные разделы. Так, прелюдия in C Бёма открывается эффектным и виртуозным соло педали, переходящим в прелюдийно-импровизационный раздел. Следующая за ним фуга — центр всей композиции — имеет оттенок танцевальности и вместе с тем полна энергии и жизнеутверждения. 

Хоральная обработка и двухчастный цикл «вступление и фуга» — две фундаментальные основы органного наследия Баха.
Трио-хорал Allein Gott in der Höh sei Ehr («Слава в вышних Богу») пронизан радостью, благодарностью Богу. Это произведение — яркий пример сложного полифонического письма Баха: идеально выверенная трёхголосная фактура на слух воспринимается как нечто естественное и простое.

Токката, adagio и фуга до мажор уникальна своей формой. Трёхчастная структура цикла идентична форме итальянского концерта: быстрые токката и фуга контрастируют с медленной серединой. Сходство крайних разделов проявляется также в обилии педальных соло, которые можно сравнить с ораторскими высказываниями от первого лица.

Эпоха романтизма представлена в программе творчеством Мендельсона. Его шесть органных сонат op. 65 являются своеобразными сюитами: каждая из них индивидуализирована в количестве частей, в форме и образно-смысловом наполнении. В качестве основы для шестой сонаты композитор взял напев Vater unser im Himmelreich («Отец наш небесный»): на концерте прозвучит первая часть сонаты, которая написана в виде вариаций на хоральную мелодию.

Исполнитель:
Лилия Печёнкина (орган, Германия)

В программе:
Иоганн Готфрид Мютель (1728–1788)
Фантазия фа мажор

Георг Фридрих Вальтер (1684–1748)
Концерт до минор del Signor Telemann, LV 136
  Allegro
  Adagio
  Allegro

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh sei Ehr, BWV 664 из цикла «18 Лейпцигских хоралов»

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Из Сонаты № 6 ре минор, op. 65, MWV W 61:
  I. Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto

Георг Бём (1661–1733)
Прелюдия in C

Генрих Шайдеман (1595–1663)
Фантазия in d, WV 83

Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Хоральная фантазия Auf meinen lieben Gott, BuxWV 179

Иоганн Себастьян Бах
Фуга соль мажор, BWV 576
Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564