Концерт органной музыки «Бах и музыка северных морей»

Юлия Глазкова (орган)

Произведения, входящие в программу концерта, дают широкое представление о немецкой органной музыке двух эпох: барокко и романтизма. Несмотря на то, что эти периоды в истории музыки крайне противоположны по своим идеям и тенденциям развития музыкально-гармонического языка, органное искусство — яркий пример преемственности немецких традиций.

Букстехуде, Бём и Брунс — композиторы северонемецкой органной школы. Их творчество послужило своеобразным фундаментом для становления Баха как выдающегося композитора-полифониста. Основными и любимыми жанрами у «северных немцев» были обработки хорала и свободно-импровизационные сочинения. На концерте прозвучат две прелюдии на хорал Vater unser im Himmelreich («Отец наш небесный»). Обработка хорала заключается в его «расцвечивании»: появляются различные украшения, вспомогательные и проходящие ноты, мелодия приобретает видимый рельеф. Кроме того, в хоральной прелюдии Бёма главным выразительным средством становится постоянно повторяющийся ритм в педали, который создаёт ощущение бесконечности времени. В Прелюдии in G Брунса чередуются импровизационные разделы и фуги: музыка выделяется приподнято-торжественным и жизнеутверждающим характером.

Брамс, являясь ярчайшим представителем эпохи романтизма, подробно изучал старинную полифоническую музыку, главным образом сочинения Баха. В органном наследии Брамса мы не только видим жанры, которые были ведущими в творчестве Баха (прелюдии и фуги, обработки хорала), но и находим прямые связи с некоторыми сочинениями великого полифониста. Нельзя не сопоставить циклы прелюдий и фуг соль минор и ля минор Баха и Брамса. Все четыре произведения имеют ярко-драматический, пассионный характер вступительных разделов, а музыка циклов наполнена патетикой.

Хоральные прелюдии Брамса op. 122 — предпоследнее сочинение композитора, отличающееся глубоким философским содержанием и камерным звучанием. Каждая прелюдия подобна сокровенному высказыванию и содержит утончённый музыкальный образ: музыка Herzlich tut mich verlangen («Всем сердцем жажду я блаженного конца») пронизана чувством трагической обречённости и ощущения неизбежности конца. 

Исполнитель:
Юлия Глазкова (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542

Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, BuxWV 219

Николаус Брунс (1665–1697)
Прелюдия in G 

Георг Бём (1661–1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich

Иоганнес Брамс (1833–1897)
Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10

Иоганн Себастьян Бах
Хоральная прелюдия Herr Gott, nun schleuß den Himmel auf, BWV 617

Иоганнес Брамс
Прелюдия и фуга ля минор, WoO 9
Хоральная прелюдия Herzlich tut mich verlangen из цикла 11 Choral-Vorspiele, ор. 122/10

Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543