Концерт органной музыки «Bach only»

Орган церкви Святой Екатерины

«Никакая органная музыка без глубокой связи с Бахом не может существовать» — писал Макс Регер, немецкий композитор, о феномене Баха в контексте органной культуры, о влиянии его творчества на последующих композиторов всех стран и эпох. Концерты «Bach only» — возможность познакомиться с разными гранями наследия великого полифониста, с его музыкальным языком и принципами мышления в рамках органного искусства.

Фантазия соль мажор – одно из самых жизнеутверждающих сочинений Баха. Она уникальна своей структурой: в центр композиции Бах помещает монументальную пятиголосную фугу, которую с обеих сторон обрамляет свободно-импровизационными разделами, выдержанными в моторно-токкатном движении.

В основе Токкаты, adagio и фуги до мажор лежит двухчастный цикл «вступление и фуга», который был широко распространен в эпоху барокко и расцвет которого приходится на творчество Баха. Так, BWV 564 композитор расширяет до трехчастной структуры, идентичной форме итальянского концерта: быстрым токкате и фуге контрастирует медленная середина. Сходство крайних разделов проявляется также в обилии педальных соло, которые можно сравнить с ораторскими высказываниями от первого лица.

Основу органного наследия Баха вместе с жанром «вступление и фуга» составляют хоральные обработки. «18 Лейпцигских хоралов» отличаются не только своим масштабом, но и сложностью полифонического письма. Музыкальный образ этих произведений напрямую зависит от содержания текста, использованного в хорале. Так, Schmücke dich o liebe Seele повествует о вечной красоте человеческой жизни, Nun komm, der Heiden Heiland – о пришествии Христа, а Von Gott will ich nicht lassen является «песней о любви» к Богу.

Концерт ля минор, BWV 593, представляет собой баховскую транскрипцию скрипичного концерта Антонио Вивальди. Здесь орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов, разных по звучанию.

Завершит программу Токката и фуга ре минор – одно из самых из известных сочинений Баха, ставшее «визитной карточкой» практически любого органного концерта.

Исполнитель:
Лилия Кузнецова (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Фантазия соль мажор (Pièce d’Orgue), BWV 572

Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539

Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564

Три хоральные обработки из цикла «18 Лейпцигских хоралов»:
Schmücke dich, o liebe Seele, BWV 654
Von Gott will ich nicht lassen, BWV 658
Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659

Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
 [–]
Adagio
Allegro

Токката и фуга ре минор, BWV 565