Концерт музыки для гитары и органа «Две эпохи»

Михаил Мищенко (орган)

Произведения, собранные в программе концерта, дают представление о музыкальной культуре двух столетий: эпохи барокко и XX века.

Двухчастный цикл «прелюдия и фуга» является одним из ведущих жанров в органном творчестве Баха. Многие свободно-фантазийные произведения эпохи барокко являлись записанными и хорошо выверенными импровизациями композиторов. Подобную манеру письма мы видим в Прелюдии ля минор. Ее фактура состоит из многочисленных фигурационных пассажей, которые создают  патетически возвышенный музыкальный образ. Следующая за ней фуга, наоборот, имеет оттенок танцевальности, однако в процессе развития фуга приобретает ярко драматические черты.

Музыкальная культура XX века —  своеобразный взгляд на искусство предшествующий эпох, который выражен обращением к старинным жанрам.

Немецкий музыковед и композитор Герман Шредер в качестве основы для своего цикла взял барочные жанры преамбулы и интерлюдии. Преамбулами раньше называли вступительные пьесы импровизационного характера: слово «преамбула» было синанимично слову «прелюдия». Интерлюдия, наоборот, связывала части музыкального произведения: чаще всего она исполнялась в антракте между действиями в опере.

Ещё одна тенденция музыки 20 века — поиск новых тембровых сочетаний. Яркий тому пример — соната Хеннинга Фредерихса для органа и гитары. Большой интерес вызывает название сочинения — Sonata da chiesa (церковная соната). Зарождение и развитие этого жанра произошло во вторую половину XVII века: подзаголовок «церковная» предполагает возможность исполнение сонаты в церкви и исключает наличие танцевальных частей в составе цикла.

Исполнители:
Владимир Кирасиров (гитара)
Михаил Мищенко (орган)

В программе:
Герман Шрёдер (1904–1984)
Präambeln und Interludien (Преамбулы и интерлюдии)
 I. Maestoso
II. Moderato
III. Andante
IV. Vivace

Хеннинг Фредерихс (1936–2003)
Sonata da chiesa для гитары и органа
I. Прелюдия
II. Медитация
III. Токката
IV. Хорал

Импровизации на тему Dies irae для органной педали соло
I. Trasognato – Vivace

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия ля минор, BWV 543/1

Хеннинг Фредерихс
Depraefugium ля минор

Иоганн Себастьян Бах
Фуга ля минор, BWV 543/2

Герман Шрёдер
Präambeln und Interludien (Преамбулы и интерлюдии)
V. Andantino
VI. Allegro
VII. Allegretto con moto
VIII. Vivo

Крис Де Блэйзио (1959–1993)
God is Our Righteousness («Господь — наша праведность») для гитары и органа