K-FEST 2025. Открытие фестиваля. Концерт органной музыки «Начало начал»

Орган – один из старейших музыкальных инструментов с разнообразным звучанием, своеобразная машина времени, переносящая в разные эпохи, музыкальный проповедник: во всех этих ипостасях орган выступает главным участником четвертого фестиваля органной музыки K-Fest 2025. Die Orgel – дает возможность познакомиться с яркими страницами органной литературы.
Каждый концерт в рамках фестиваля раскрывает один аспект, составляющий многозначное понятие «искусство органного исполнительства», начиная с тембровых красок органа и заканчивая разными периодами в истории органной музыки.
Сегодня у большинства людей орган ассоциируется с творчеством Баха и с эпохой барокко в целом. Это столетие — по настоящему золотой век в истории инструмента: совершенствуется его конструкция, широко распространяется органостроение и закладываются типично органные жанры, которые в будущем станут фундаментом практически всей органной литературы. В контексте эпохи барокко наследие Баха выступает своего рода квинтэссенцией всех идей, касающихся музыкального письма.
Весомую часть органного творчества Баха составляют прелюдии (токкаты, фантазии) и фуги. Каждый из этих циклов уникален своим образным содержанием. Прелюдии и фуги ля минор и си минор выделяются своей монументальностью и патетическим, «пассионным» характером. Концерт ре минор – баховская транскрипция концерта для струнных инструментов Антонио Вивальди. В BWV 596 орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию. В завершении концерта прозвучит Токката и фуга ре минор – пожалуй, самое известное органное произведение, ставшее визитной карточкой любой программы с участием органа.
Исполнитель:
Юлия Глазкова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Концерт ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор, RV 565 Антонио Вивальди)
[Allegro]
Grave
Fuga
Largo e spiccato
[Allegro]
Прелюдия и фуга до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира», BWV 846
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Токката и фуга ре минор, BWV 565