K-FEST 2025. Концерт музыки для скрипки и органа «Штрайхеры: смычком по воздуху»

Коломийцев и Гайколова

Четвертый сезон фестиваля K-fest «Die Orgel» – возможность познакомиться с яркими страницами органной литературы и особенностями устройства этого инструмента.

Каждый концерт в рамках фестиваля раскрывает один аспект, составляющий многозначное понятие «искусство органного исполнительства», начиная с тембровых красок органа и заканчивая разными периодами в истории органной музыки.

По своей природе орган является клавишно-духовым инструментом, звук которого рождается благодаря потокам воздуха. Этим он принципиально отличается от скрипки, у которой звукоизвлечение зависит от смычка. На первый взгляд, может показаться, что орган и скрипка по природе звука антиполярны. Однако на органе есть группа регистров, которые имитируют звучание струнных инструментов от скрипки до виолончели – их называют штрайхерами. Они обогащают звуковую палитру инструмента, приближая ее к звучанию симфонического оркестра. Вместе с тем некоторые штрайхеры очень тихие и едва воспринимаются человеческим ухом.

Концерт с участием скрипки и органа позволяет не только напрямую сравнить тембры этих инструментов, но и представить их в гармоничном созвучии. Творчество Иоганна Себастьяна Баха охватывает практически все жанры, существовавшие в то время, кроме оперы. Соната для скрипки и клавира до минор представляет собой цикл в форм трио-сонаты. Этим она родственна ре минорному трио BWV 527. Особенность трио-сонаты заключается в одновременном звучании трех самостоятельных мелодических линий, две из которых исполняются на органе, а третья – на скрипке. Эти произведения, отличающиеся внешней красотой и легкостью исполнения, требуют от инструменталистов особой концентрации внимания.

Карл Филипп Эммануэль Бах, или «Гамбургский Бах», как его называли современники, активно работал над жанрами сольной клавирной сонаты, а также над камерно-инструментальной музыкой. Его соната ля минор по форме близка сонатному циклу венских классиков, а соната для скрипки в какой-то степени продолжает традиции отца и написана в трио-фактуре.

Исполнители:
Юлия Гайколова (барочная скрипка)
Андрей Коломийцев (орган)

В программе:
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788)
Соната IV ля минор, Wq.70/4
Allegro assai
Adagio
Allegro

Adagio ma non troppo из Сонаты ре минор для скрипки и облигатного клавесина, Wq.72:4

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Meine Seele erhebt den Herren… Фуга на Магнификат, BWV 733

Allemande из Партиты ре минор для скрипки соло, BWV 1004

Трио ре минор, BWV 527 12
 Andante
Adagio e dolce
Vivace

Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767

Соната до минор для скрипки и клавира, BWV 1017
Siciliano. Largo
Allegro
Adagio
Allegro