Концерт старинной ансамблевой музыки «По страницам барокко»

Константин Яковлев и Анна Савенкова

В эпоху барокко была широко распространена традиция совместного музицирования: звучание одного или нескольких солирующих инструментов сопровождалось партией клавесина или органа, которые могли не только выполнять аккомпанирующую функцию, но и быть полноправным участником ансамбля. В программе концерта представлены практически все существовавшие в то время жанры камерно-инструментальной музыки: соната, трио-соната, сюита и концерт.

Мишель Коретт – французский композитор и органист. Его сборник Les délices de la solitude, oр. 20 является одним из первых пособий для обучения игре на виолончели. Следует сказать, что в эпоху барокко произведения, написанные для определенного инструмента, могли быть исполнены на другом, близком по тембру или диапазону инструменте. Так, соната Коретта из op. 20 прозвучит в переложении для фагота.

Подобная практика особенно пользовалась популярностью в исполнении трио-сонат. Две солирующие партии универсальны – они сочинялись для разного состава инструментов: двух скрипок, скрипки и флейты, скрипки и гобоя, флейты и гобоя. Партия basso continuo всегда исполнялась на клавесине (или органе) и низком струнном (или духовом) инструменте (виолончель, фагот).

Сюита французского композитора Жака Мартина Оттетера по форме представляет собой цикл из старинных танцев (аллеманда, куранта, сарабанда и жига), которым предшествует прелюдия – вступительная пьеса. Концерт для двух фаготов Франсуа Куперена – четырехчастный цикл, состоящий из прелюдии, арии, сарабанды и чаконы. 

Исполнители:
Полина Малышева (блокфлейта, барочный фагот)
Константин Яковлев (барочный гобой, барочный фагот)
Анна Савенкова (орган, клавесин)

В программе:
Мишель Корретт (1707–1795)
Соната № 6 ре мажор для фагота и basso continuo из цикла Les délices de la solitude, oр. 20
Allegro moderato
Aria, affettuoso
Giga 

Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия in g, BuxWV 163

Франсуа Куперен (1668–1733)
Трио-соната до минор La Visionnaire для гобоя, блокфлейты и basso continuo
  Graviement
  Légèrement
  Lentement 

Жак Мартин Оттетер (1674–1763)
Сюита № 3 ре мажор для блокфлейты и basso continuo из сборника Pièces pour la flûte traversiere, op. 5
  Prélude
  Allemande
  Courante
  Grave
  Gigue 

Франсуа Куперен
Концерт № 13 соль мажор для двух фаготов из сборника Les Goûts-réunis, ou Nouveaux Concerts
  Prélude. Vivement
  Air. Agréablement
  Sarabande. Tendrement
  Chaconne. Légère

Pompe funébre из Сюиты № 2 ля мажор для двух фаготов и basso continuo